«Буттштетт»

«Буттштетт»

В информационных сетях эта красивая вещь нередко предстает как трофейная, привезенная чьим-нибудь дедом-фронтовиком из Германии либо Австрии после 2-ой мировой войны. Баяном зовут ее одни источники, другие же – кнопочным аккордеоном. И таковых, действительно, по рукам ходило немало в послевоенном СССР.

Когда 75 лет тому назад наши воины штурмовали ненавистный гитлеровский рейх, была и другая, подлинная Германия, страна с высокой старинной культурой, в том числе и музыкальной. 

Пока нельзя сказать со всей определенностью, кто изобрел ручную гармонику. Корень ее, однако, заключен в органной музыке. Еще в XVIII веке в обиход вошли портативные органы, где тот или иной звук выводил медный язычок, колеблемый воздушной струей.  Исполнитель правой рукой жал на клавиши, левой же накачивал мехи.

В 1812 году Фридрих Бушман смастерил эолину – ручной инструмент с медными клапанами и с кожаным мехом в три складки. В 1829 году венский мастер Кирилл Демиан усовершенствовал эолину, разделив ее корпус на две половины, соединявшиеся мехом. На правой стороне была клавиатура с 5 клавишами. При нажатии на каждую нежно и прозрачно звучал аккорд из нескольких звуков. Инструмент был назван аккордеоном. Затем появились гармоники и с левым 2-клавишным рядом, аккомпанирующим правому. Под названием «аккордеон» подобные инструменты скоро распространились не только в Австрии и Германии, но и в других странах Западной и Восточной Европы.

Немецкая 5-рядная гармоника, представленная в Режевском историческом музее, разумеется, сделана много позже своих предшественников – в 1930-е годы. Правая клавиатура («голоса») имеет не 5, а более 80 кнопок; на левой половине («басы») не 2, а 120 кнопок. По нарядному перламутру белеет надпись «Buttstadt» («Буттштетт»). Название такое, наверняка, неслучайно

Выше уже говорилось о преемственности гармоник и средневековых органов. Иоганн Генрих Буттштет (1666 – 1727) – выдающийся музыкант-органист, композитор, близкий творчеству своего великого современника – Баха. В своих произведениях (в основном, церковных) Буттштетт отстаивал самобытность музыкального искусства Германии, традиции собственного народа.

В XIX веке имя музыканта, очевидно, и взяла себе аккордеонная фабрика в немецкой Гере (позднее и в Магдебурге) – «H. Buttstadt» («Г. Буттштетт»). В те времена почти в каждом крупном городе Германии как Магдебург, Берлин, Гера, Тросинген, Клингенталь, Альтенбург, трудились многочисленные компании-производители гармоник. А мастера из Клингенталя («Звенящей долины») и поныне славятся на весь мир звучанием своих инструментов.

Такую замечательную вещь подарил Михаил Петрович Клевакин, хормейстер, Почетный гражданин Режа, нашему историческому музею.