Ну, здравствуй, «Федор Павлович»!

Ну, здравствуй, «Федор Павлович»!

В 1924 году с ленинградского конвейера сошел первый «Фордзон-путиловец» – первенец советского тракторостроения. Простые и скромные труженики полей с уважением звали машину «Федором Павловичем» (иной раз и «Петровичем»). И хотя пришел со временем на смену трактор «Универсал», – он перенял народное прозвище.
Да и по праву. В долгие предвоенные годы «Фордзон», «Универсал» незаменимы повсюду: ни одна индустриальная стройка не обходилась без этих работяг, хотя и своенравных. Мечта и любимец сельской детворы, пробудивший вековую тишь старинных пашен – «Федор Павлович».
В суровую годину Великой Отечественной войны латаный-перелатаный колесник изнемогал наравне с юными, рано повзрослевшими хлеборобами на режевских полях. О новых тракторах они не мечтали, зная, что металл идет на боевую технику, худые «колеснянки» свои берегли, но и выжимали с них не меньше, чем с харьковских гусеничников.
Иван Степанович Киселев, ветеран труда, комсомольский вожак Режевской МТС, не без волнения говорил, как мучились его девчата, заводя неподъемные трактора. Моторная рукоять изводили руки, «фордзон» мог и столкнуть. А как боронили пары, поднимали каменную зябь…
В Реже, у Многопрофильного техникума, на скромном каркасе замер «Универсал» вековой давности. Только однажды пришлось ему оставить привычное место: трактор повезли в Свердловск, где Николай Гусаров, кинорежиссер, снимал художественный фильм «Тем, кто остается жить». Эта кинолента – о подвиге рабочих, строителей Уралмаша. Наш «Федор Павлович» приветливо рокочет в одном из эпизодов, где его чествуют радостные уралмашевцы.
И в нескольких восторженных кадрах – трудные версты, исхоженные старым железным конем, окропленные потом, а может, и слезной горечью тех, кому пришлось однажды взять его штурвал.