Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u0132801/data/www/muzey-rezh.ru/plugins/system/t3/includes/menu/megamenu.php on line 134
Режевской исторический музей - Публикации

Публикации

Кобура

Кобура - небольшая сумка для ношения личного огнестрельного оружия (чаще всего пистолета или револьвера), а также кожаный чехол для оружия, прикрепляемый к седлу у передней луки, то есть передней части седла
Кобура – термин кавалерийский, но само слово пришло к нам из Турции. От турецкого слова kubur, что означает «кожаный чехол, крепившийся у седла всадника спереди». Как правило в чехле этом находился лук. С течением времени, когда лук уступил место огнестрельному оружию, способ его ношения для кавалерии менять не стали. Основным требованием к кобуре всегда была в первую очередь возможность быстрого извлечения её содержимого.
А вот в Россию само слово «кобура» пришло довольно поздно. Как только до этого не называли русские чехлы для пистолетов: пистолетник, чушка, ружейное нагалище. Больше всего было распространено название ольстра или ольстрядь, что являлось переиначенным на русский манер немецким словом «holster», что переводится как «кобура». Впрочем, прочно само слово кобура все равно вошло в официальный обиход. Случилось это во временя императора Александра I. И ко времени Отечественной войны 1812 года, кобура заняла свое место в армейском лексиконе.
С тех пор прошло уже больше 200 лет, и кобуры давно стали неотъемлемым атрибутом практически всех видов войск, а также сотрудников спецслужб. Кобуры разделились на типы скрытого и открытого ношения, оперативные, тактические, плечевые Правда делаются они сейчас в основном уже не из кожи, как было ранее, а из других, коже заменяющих материалов.
В Режевском историческом музее имеется несколько различных кобур. Сегодня же мы предлагаем вам посмотреть на один из таких предметов из наших фондов.

Рубель

Рубель (ребрак, качулка рубчатая) — предмет домашнего обихода использовался для катания белья, накатки кож. Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород дуба, рябины, бука, клёна, берёзы и с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором.
Гладить тогда по физической нагрузке было равнозначно тому, что сейчас в тренажерный зал сходить! Процесс глажки происходил так: свежевыстиранное, еще влажное белье накручивали на скалку (получалась скатка), на которую сверху укладывали рубель зубчатой стороной вниз и прокатывали им несколько раз по скатке, с силой прижимая рубель обеими руками за рукоять и противоположный конец.
Рубель часто преподносили в качестве подарка. Так, завидный жених вполне мог подарить рубель красавице на выданье, а заодно и проверить будущую хозяйку на «годность». Говорят, по тому, как невеста гладила, решали, готова ли она к семейной жизни. Если одной рукой — девушка сильная и станет настоящей хранительницей домашнего очага, а если двумя, то слабенькая и замуж ей пока рано.

Утюг паровой угольный

Утюг появился в жизни человека более 2000 лет назад. 3а все это время он из обычного булыжника превратился в электрический агрегат с функцией отпаривания и регулируемой мощностью. Чем же гладили одежду раньше?
По мнению исследователей, утюг пришел к нам очень давно. Еще древние люди использовали обычные огромные камни, которые клали на одежду и оставляли на некоторое время. Камень выполнял функцию пресса, и одежда разглаживалась под его тяжестью.
Греки в античности не только разглаживали, но и создавали складки на одежде. Для придания ткани оригинальности они изобрели плиссировку, а достигался такой эффект при помощи нагретых металлических прутиков. Китайцы в IV веке для разглаживания одежды и вещей использовали приспособление, напоминающее по виду сковороду.
Славяне гладили вещи при помощи «валька» - палки с рукояткой - и «рубеля» - рифленой доски. Одежда наматывалась на «валек», а сверху прокатывали «рубель». Посредством таких действий не только разглаживали одежду, но и размягчали её, ведь состояла ткань
из грубых натуральных нитей. Позднее для глажки стали использовать жаровню. Сверху насыпали раскаленные угли и, держа за ручку, водили по одежде, разглаживая морщинки. Делать это было небезопасно,
поскольку угли могли вылететь и обжечь человека, либо прожечь изделие. В XVI веке на смену гладильным жаровням пришли угольные утюги, которые также называли паровыми.
Угольные утюги имели открывающийся корпус для углей. Сверху утюга находилась ручка, а по бокам - небольшие отверстия. Дно утюга остывало намного медленнее, чем в жаровне. Чтобы не давать углям остыть, дули в боковые отверстия. Угольные утюги были очень тяжелыми, некоторые модели могли весить до десяти
килограммов. Равномерность нагревания основы обеспечивали решеткой, которую клали внутрь, под угли. Паровые утюги хоть и были гораздо удобнее жаровен, все же частенько теряли угольки и могли испортить ткань.
В ХVIII веке в России началось промышленное производство утюгов. Своими утюгами прославились, например, Демидовские заводы. Ассортимент гладильных приспособлений был очень разнообразен: выпускали утюги для шляп, кружев, манжет и даже бильярдных
столов (утюжить сукно). Еще делали маленькие металлические подошвы в виде капли или овала на длинной ручке, приваренной к подошве под углом – это приспособления для утюжки рукавов. Были даже специальные «утюги» для перчаток – в виде металлической
руки. И если цельнолитые утюги для толстого сукна и других подобных материалов весили десяток килограммов, то вес утюжка размером с пол-ладони был около 100 граммов.
На Руси, глядя на то, как будущая невеста утюжила одежду, решали, готова ли она к семейной жизни. Если одной рукой – девушка сильная и станет хорошей хозяйкой, если двумя – слабая, и замуж ей еще рано.

Коса литовка или коса стойка

Коса — сельскохозяйственный ручной носимый инструмент для скашивания травы (на сено, на корм скоту, для выравнивания газонов и т. п.). Такие орудия, которыми можно более-менее легко срезать траву, стали появляться только с освоением металлургии, к концу эпохи неолита — между VI и IV тысячелетиями до н. э. Вообще первым инструментом для облегчения уборки урожая и заготовки кормов для скотины стал жатвенный нож — серп. Его было гораздо проще изготовить древнему кузнецу, нежели нож косы. Затем в использовании появилась коса – горбуша (горбушка, волынка) — другая разновидность инструмента, которым можно срезать стебли травы. Она напоминает большой серп на длинной изогнутой рукояти. Работают ею согнувшись (сгорбившись), косят, попеременно разворачивая остриё влево-вправо.

Сегодня со словом коса ассоциируется коса-стойка, которая позволяет работать, не сгибаясь, более известная в нашей стране под названием коса-литовка. Коса являлась незаменимым инструментом для крестьянина, поскольку с ее помощью можно было заготовить большое количество корма для скотины. Ведь только одной корове нужно около 5 тонн сена на зиму. А если в хозяйстве много скотины?

Этому виду сельскохозяйственного инвентаря для скашивания травы или уборки зерновых всего несколько сотен лет. Нож литовки имеет довольно сложную форму, и для его изготовления требуется качественная сталь. Коса стойка (литовка) распространена не только в России, но и в других странах. Этот инструмент индивидуальный и требует настройки именно под косаря. При правильной настройке и соответствующих навыках косьба в течение продолжительного времени не вызывает заметной усталости, хотя при этом задействовано большое количество мышц. Лезвие косы сначала отбивают (подвергают наклёпу), а только потом подтачивают. Отбивку осуществляют косным молотком на специальной подставке (бабке) которую вбивают острой частью в чурку (пенёк). После отбивки и во время работы периодически лезвие правят правилом (железный прут) и подтачивают точильным бруском. Нормальная коса после отбивания выдерживает, в зависимости от прокашиваемой местности три-четыре или семь-восемь часов косьбы. Косят традиционно с утра. Главный фактор повышения эффективности косьбы при росе состоит в том, что трава (или иное скашиваемое растение) за счет росы утяжеляется и оказывает лезвию косы большее инерционное сопротивление. В результате этого трава срезается, а не пригибается к земле лезвием.

Существует такая поговорка — «Коси коса, пока роса; роса долой — коса домой».

Гексель

Кирка – ручной ударный инструмент, предназначенный для раскалывания какой-либо горной породы, камней, старой кирпичной кладки. Известна кирка, по меньшей мере, с эпохи мезолита (около 15 тысяч лет назад): вначале в виде оленьих рогов, позднее из
бронзы и сплавов железа. Можно выделить две ее разновидности: кайло и кирка-мотыга.
Кайло предназначено для работы в каменистых грунтах (дробления), имея острый зуб (рог) и молоток. Другая же разновидность кирки имеет мотыжное лезвие, более-менее широкое, и молоток для раскапывания не слишком твердых и вязких (глина) грунтов. (Кстати, слово «кирка» вероятнее всего произошло от греческого «kerkis” – «мотыга».)
Кирка-мотыга видна на фотографии. В местном обиходе подобное орудие называлось гекселем. Деревянная рукоять его, более широкая в верхнем конце, насажена в отверстие кирки не снизу, как у топора, но сверху, так что инструмент не мог соскочить во время работы.
Рукоять имеет весьма значительную длину – для сильного, широкого удара. Но вместе с тем она прямая, а не изогнутая. Пожалуй, и руки отобьешь, так, что ложку потом не поднести ко рту. Однако лезвие у гекселя немного изогнуто (в профиле) и довольно широко: некое подобие совка. Оттого и удар более емок, и отдача в ладонь значительно
мягче. На молотке же можно было оттянуть дробящий зуб у кайла. Разумеется, что молотком вбивали и клинья в грунт при необходимости. Но кроме прочего обух мог и послужить кувалдой для ударов по кайлу. Гексель пригоден и для раскорчевки корневищ у деревьев
и кустарников.
Кирка весьма древний инструмент, в настоящее время больше применяется в слаборазвитых странах, а также иногда геологами и шахтерами. В прошлом это был широко употребляемый геологический и горняцкий инструмент, а также инструмент в строительстве.

Бритва складывающаяся

Карандаш, ложка, часы, бритва — вещи для современного человека совершенно обычные. В годы Великой Отечественной войны эти и многие другие простые предметы имели для фронтовиков совершенно иную ценность. Несмотря на военно-полевые условия, советские солдаты бороды не отращивали. Брились красноармейцы «опасными» бритвами. В ходу были советские бритвы "Труд Вача" и немецкие "Золинген". Последние ценились больше, потому что качество стали было лучше.
История бритья почти так же стара, как человечество: около 20 000 лет назад наши предки начали удалять волосы на лице – почему, неизвестно. В железный век, как показывают раскопки, усовершенствовались орудия труда и, в частности, приспособления для бритья. Тогда впервые появились острые металлические предметы. Однако бритье по-прежнему оставалось достаточно опасным занятием, а бритвенный прибор требовал значительных усовершенствований.
Новаторами в области изобретения бритвенных приспособлений по праву можно считать людей военных. Именно они в разные времена и исторические эпохи творчески подходили к бритью. В перерывах между битвами воины развлекали себя, наводя глянец на щеках и подбородке, используя для этого то, что было под рукою, – саблю, секиру, нож. Позже развлечения переросли в привычку, в традицию, которые были закреплены в армейском уставе. А простой боевой нож эволюционировал в острую «опасную» бритву.
В нашем музее хранится такая «опасная» бритва, она была найдена красными следопытами на месте боев 3-ей гвардейской стрелковой дивизии 1941 – 1945 гг.

Решето

Такое огромное старинное решето можно увидеть в нашем историческом музее. Диаметр у него около метра, имеется специальный крюк, на который подвешивают решето. Решето большого размера с высокими боковыми стенками называлось грохотом. В старину таким решетом пользовались, когда мололи муку вручную и просеивали в амбарах. А из того, что осталось в решете, варили кашу. Дно у него было из металлической решетки, поэтому хлеб из такой муки называли «решетный». Был еще «ситный» хлеб, когда муку просеивали через сито, которое делали из конского волоса. Хлеб из такой муки получался более легкий и пышный, так как мука была мельче. Но прежде, чем получить муку, зерно нужно было истолочь. Первым инструментом была каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Это была по-прежнему тяжелая работа, легче стало получать муку только после появления мельниц. Раньше почти на каждой речке стояли мельницы. И зерно, очищенное в решете от соломы и грязи, везли на мельницу. Крестьяне в ожидании помола могли обменяться новостями с односельчанами. Про решето существует много легенд и поверий. Его использовали и как оберег. Так воду, пролитую через решето, считали целебной, омывали ею ребенка, домашних животных в лечебных целях. В некоторых местностях, чтобы вызвать дождь, лили воду через решето, а чтобы остановить дождь – переворачивали. Решето упоминается в пословицах. Так о бессмысленном времяпровождении говорили «носить воду решетом». А об опытном человеке говорили, что он «прошел сквозь сито и решето».

Закружили хоровод белые снежинки…

Прямо с неба к нам летят

Лёгкие пушинки.

Серебрятся и блестят

Белые снежинки.

Гришин А.

Какой же Новый Год без снежинок? Конечно, никакого. С самого детского сада нас неустанно преследует этот образ. Мы наряжаемся снежинками, вырезаем их, украшаем с их помощью свои дома, школы, офисы. Ведь всем, даже взрослым, хочется новогоднего чуда, и образ снежинки, как неотъемлемая часть этого праздника, всегда рядом. Но откуда же пошла эта, такая родная, традиция?

Само искусство вырезания узоров из бумаги является очень древним и начинает свою историю в Китае, примерно во II веке до нашей эры, когда и была изобретена сама бумага. Искусство вырезания узоров из бумаги очень полюбилось многим странам. Традиции каждого отдельного народа вносили в искусство вырезания узоров из бумаги свои особенности и специфичность. Вырезание снежинок из бумаги является одним из направлений древнего искусства вырезания узоров из бумаги. Предположительно вырезка снежинок появилась именно в России. Причём задолго до появления бумаги. Дело в том, что с давних времён в древней Руси для изготовления различных предметов быта использовали бересту (кору берёзы). Прорезая ножом бересту, создавали различные сложные узоры. И так как Россия северная страна, где долгие и снежные зимы, то красивые узоры настоящих снежинок не могли обойти стороной узоры на изделиях быта. В настоящее время снежинки вырезают, конечно, уже не из бересты, а из бумаги. Из года в год зимой резные снежинки на окнах согревают своей красотой людские сердца. Бумажные снежинки можно собирать в гирлянды, украшать ими открытки, картонные шкатулки, подарочные коробки. Вариантов применения снежинок множество, главное – проявить фантазию.

Самовар

Когда-то был в почете самовар,
Велись негромкие беседы под чаек,
С еловым дымом плыл медовый пар,
И разговор неспешно, вкусно тек…
Самовар истинно русское детище, занимающее особое положение в культуре чая в России. Разные народы на Руси аппарат называли по-разному: в Ярославле это «самогар», в Курске – «самокипец», по-вятски же его величали «самогрей». История самовара неоднозначна. На самом деле существует множество версий о появлении первого самовара в России. В одной из них говорится, что в 1778 году, в городе Тула, на улице Штыковой, два брата Лисицины начали первое производство
самоваров. Поначалу, это было небольшое заведение по изготовлению самоваров. Именно благодаря ему Тулу зачастую считают родиной русского самовара. Так же есть версия и о более раннем появлении самовара на Урале. Был случай засвидетельствованный таможенной службой в 1740 году. Согласно описи конфискованного имущества, оно включало, кроме шести кадушек мёда и кулей орехов, медный самовар. А дословно: «Самовар медный, лужёный, весом 16 фунтов, заводской
собственной работы». Официально зафиксированное появление самовара в Туле и его распространение на Урале разнятся почти в сорок лет.
На Руси самовар стал центром праздничного застолья. Самовар создавал дружелюбную атмосферу и располагал к беседе. Этот добрый друг был в почёте и у бедняка, и у царя. Под пыхтенье самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Самовар воспевается в русских народных песнях, о нём
сложились пословицы: «С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее», «Где есть чай, там под елью рай». Самовар стал частью культурного наследия русских людей.
В Режевском историческом музее хранится множество самоваром на любой вкус и цвет.

Светильник

Настольная лампа в советском прошлом была в каждой семье.
Когда-то классическую настольную лампу подарила Н.К.Крупская своему мужу В. Ленину, которая ему очень понравилась, и в главной библиотеке страны на столах были установлены именно зеленого цвета настольные лампы. Позднее такая настольная лампа в СССР стала считаться признаком достатка в доме. Популярны были и металлические светильники. Абажуры стали делать различных форм, из разных видов материалов. Абажуру чуть более двух столетий. Впервые они появились во Франции. Изначально абажур имел чисто практическое значение, защищал глаза от яркого света. Колпак, направлял световой поток вниз, было очень удобно читать при таком освещении.
Много позже настольная лампа стала не просто функциональной вещью, но превратилась в предмет интерьера, стала символом домашнего уюта.

Ручная мельница

В нашем музее есть огромное количество уникальных и старинных предметов, одним из таких предметов является ручная мельница – крупорушка. А что же такое мельница?
Мельница – это механизм, который осуществляет помол зерна и других продуктов. Ручная мельница - крупорушка использовалась для переработки зерна на муку и крупу. Состоит такая мельница из двух деревянных кругов - нижнего и верхнего. На соприкасающихся поверхностях деревянных барабанов прибиты металлические пластинки, при помощи которых вращающийся верхний барабан размалывает зерна на муку и крупу. На верхнем барабане установлен металлический стержень, на который надета деревянная ручка. Использовалась такая мельница в конце XIX - начале ХХ веках на крупозаводах или крупоцехах для переработки пшеницы, гречихи, проса, ячменя, кукурузы, гороха, овса, риса, сои.

«Взять сказки у всех…»

В 1718 году Пётр I повелел «взять сказки у всех, …чтоб правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола…» (ранее исчислению подлежали не люди («души»), но дворы, где они жили). Изложенный с небрежностью и невнятностью, указ вызвал замешательство: подушные списки («сказки») – далеко не все и не во всём правдивые – явились государю спустя три года. Не меньшее время заняла и «ревизия» (проверка) списков. Пётр I скончался, так и не
дождавшись конца предпринятого дела. Таков первый – более чем скромный – опыт учёта населения в России. Настоящие, основанные на научных принципах всеобщие переписи в «одной шестой» проводятся лишь с конца XIX века: отечественные архивы содержат информацию девяти подобных переписей в настоящее время. Несмотря на почтенный возраст, госпожа Статистика интересуется решительно всем – дотошная и любознательная, правдивая и скрупулёзная. Её строгий и деловитый нрав проявился особенно в последней Всероссийской переписи 2010
года. Данный труд существенно уточнил принятые после 2002 года (итогов первой постсоветской всеобщей переписи) национальные проекты в сферах экономического развития, жилищной политики, здравоохранения, образования, меры по укреплению демографического положения в стране. Статистические сведения, полученные, разъяснённые и опубликованные в 2010 – 2013 годах, послужили для дальнейшего стратегического планирования как Российской Федерации в целом, так и для отдельных регионов в частности. В 2017 году Администрация Режевского округа представила основательную «Стратегию социально-экономического развития» местного государственного субъекта. Вторая часть документа посвящена всестороннему статистическому анализу, определяющему все преимущества и «болячки» современной жизни в городском округе, весьма непростой и неоднозначной. Данный труд окажется небезынтересен всем тем, кому небезразлично, как сложится будущее города и района.

Источник изображения http://russiantourism.ru/secrets/secrets_7273.html

Настенные часы

Рождением настенных часов можно считать начало XVI века в английских часовых. Впервые мастерами были изобретены люцерновые часы. В начале, сделанные из железа, затем из бронзы и латуни. Может показаться, что названию часы обязаны форме их корпусу – часы были похожи на старые свечные фонари. Однако по другой версии их
название появилось от слова ”лакттен”, означало слово латунь. Современному человеку сложно даже представить, что практически до конца XVI века у люцерновых часов была исключительно часовая стрелка, и только в XVII веке появилась минутная.
В конце XVII века в Германии появились первые экземпляры настенных «часов-тарелок». Такое название было обусловлено лишь внешним видом циферблата, он был практически неотличим от обычной посуды того времени. Во Франции во времена Людовика XV и Людовика XVI в моду вошли настенные «картельные часы». Изящный корпус настенных часов отливали из бронзы, после этого его золотили. Неудивительно, что именно такие часы очень быстро завоевали любовь у французов – известных на весь мир ценителей прекрасного.
В начале XIX века в Австрии появились настенные часы с маятником, часы с «ходиками». Такие часы – удачная находка для любителей классики в интерьере. Тогда это было символом роскоши и престижа, цена на них была астрономической. В XX веке технологии шагнули вперед - появились более доступные настенные часы
электронные, модели с кварцевым механизмом, и другие виды. Так часы прошли длинный путь, являясь приспособлением для показа точного времени. Настенные часы применяют в различных помещениях на кухне и в ванной, в прихожей и в гостиной, в детской и в
кабинете. Мы живем в бешеном ритме и нельзя представить себе, как же жить без часов. Как жаль, что время не на миг не остановишь…

Открытка

Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления.
Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX - начале XX века, "артистическая карточка", имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид.
Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Она посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене. В начале XIX века в Англии стали пользоваться поздравительные карточки, посвященные Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика. Не все они пересылались по почте, но все-таки это были уже открытки, если под ними понимать именно "открытые письма". В 1795 году была выпущена серия рождественских открыток, исполненная по рисункам английского художника Добсона. А через пять лет их уже открыто продавали в магазинах вместе с почтовой бумагой.
В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года. Они были не иллюстрированными. Самые ранние - серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные - черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые - для отправки внутри города и зеленые - иногородние. 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать "бланки открытых писем частного изготовления". До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.
Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. После революции, в Советском Союзе открытки были сначала объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство вновь началось, поэтому все мы помним о прекрасных открытках, посвященных таким праздникам, как Новый Год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, и 1 мая. В Режевском историческом музее хранится множество открыток, посвященных различным сферам деятельности человека, а также с изображениями природы, мультфильмов, произведений искусства и многого другого. Сегодня предлагаем вашему вниманию открытку с видом на наш славный городе Реж.

Встреча с артистом

В июле 1969 года в провинциальном Реже задержался поезд искусств: в гости к режевлянам приехали знаменитые артисты кино, цирка, эстрады. Среди них оказался Николай Крючков, народный артист СССР (впоследствии Герой Социалистического Труда). По приезде Николай Афанасьевич первым делом отправился «закинуть удочку» – в костюме заправского рыболова, серой кепке, сдвинутой по- молодецки набекрень. Живописная окрестность в устье речушки Быстрой, режевской пруд явно пришлись по душе именитому гостю. Июльским вечером на стадионе «Металлург» – сценической площадке – состоялся большой концерт. Крючков подробно рассказал о своей насыщенной творческой жизни: к 60-летнему юбилею актёр сыграл более 85 киноролей. Наибольшую славу артисту принесли киноленты предвоенных и военных лет: «Трактористы», «Парень из нашего города», «Небесный тихоход», «Звезда», и др. На образах, воплощённых Николаем Крючковым, учились жить целые поколения советских людей. Режевские пионеры преподнесли Николаю Афанасьевичу букеты цветов. – Весь свой талант, свой опыт, жар своего сердца я без колебаний отдам служению нашему великому народу. Русский низкий поклон вам, друзья, - благодарил напоследок всех собравшихся знаменитый гость. На прощание актёр из легенды исполнил для режевлян свою любимую песню «Три танкиста». Он ушёл со сцены под громогласные аплодисменты. Блестящий мастер сценического искусства носил славу богатыря отечественного кино: чтобы почувствовать живой русский характер, нужно посмотреть хотя бы один фильм с участием Крючкова. А лучше всего посмотреть все!

Брат на брата…

Весна 18-го захватила Урал в бурю ненависти и братоубийства, называемого Гражданской войной. Вопреки мифу о «победном шествии Советской власти», революционные события раскололи общество примерно наполовину: среди противников большевиков (красных) наиболее значительным выдвинулось Белое движение, стремящееся удержать от гибели русскую государственность. В Режевской край война пришла с Монетной и Крутихи, где в августе - сентябре того года завязались жестокие бои. Эти события освещены в книге «Формирование на ходу», принадлежащей перу знаменитого уральского писателя Павла Бажова. Отряд моряка-балтийца Павла Хохрякова прикрывал отходящие к Егоршино красные части. На него обрушились конные белоказаки, чешские легионеры и белая офицерская рота: и теми, и другими водила злая сила. Плотной, меткой стрельбой красные отбрасывали противника, – пулемётная дрезина белогвардейцев же нещадно хлестала смертным огнём. Шальная пуля смертельно ранила отважного командира. Бажов так описывает последние мгновения жизни Хохрякова: «Захватив рану бинтом, он смог лишь сказать: – Держитесь крепко… командир Матвеев… В Нолинске… В деревне… жена… сын… Выучите сына…матросом… командиром… всё можно будет… Не сдавайте позиции».

Угасающий на глазах балтиец надеялся, что в России «всё можно будет». Наивные и смутные, но фанатичные чаяния о счастливом будущем водили целыми армиями в невежественной, полубезграмотной стране. Людям хотелось достойно жить и трудиться, и в том была их правда. Но гражданская война не принесла ей счастья: красные воевали за народную власть, отнятую впоследствии у самого же народа советскими вождями и обюрократившейся, выродившейся правящей партией.

Да сохранит Бог Россию от новой гражданской войны, от кровопролитных смут и испытаний…

Скребок для чистки лошади

Всю работу на конюшне и уход за лошадьми обычно выполнял конюх. Конюх кормил и поил лошадей, чистил их, присматривал за сбруей и подстилкой, иногда выводил на прогулку.
Утро лошади начинается с чистки. Чистка – это основной этап ухода за
лошадью. В природе лошади не стоят в денниках, у них нет попон, поэтому они валяются, где им хочется и когда хочется. За ними никто специально не ухаживает, они должны сами о себе позаботиться. Домашние же лошади, которые содержатся в конюшнях, нуждаются в помощи человека в уходе за кожей. Лошадей принято чистить 2-3 раза в неделю, если они используются. Особенно тщательно нужно удалять грязь и отмершие волосы в местах, где кожи касается амуниция.
Все тело, копыта, кожа, грива и хвост лошади, пока она находится в деннике, покрываются пылью и опилками. Через железы кожи выделяются пот и жир, остающиеся на поверхности кожи и шерсти. В результате этого на ней образуется слой, который затрудняет испарение пота и мешает коже дышать. Поэтому необходимо удалять загрязнение. Сначала обрабатывают голову, затем шею, потом переднюю левую ногу, плечо, следом корпус, круп и заднюю ногу. Для этого используют скребок и щетку. Скребок используют в основном для удаления
сильных загрязнений. Ежедневная чистка лошади сохраняет здоровье животного: служит очистке шерсти и кожи от грязи и кожных выделений, а также обеспечивает легкий массаж. Большинству лошадей очень нравится, когда их чистят. Сейчас есть специальные конные магазины, где можно купить всякие приспособления для чистки лошадей, а также средства для ухода за шерстью и кожей лошади. А раньше были лишь самодельные щетки да металлические скребки.
Вот такой старинный металлический скребок для лошади можно увидеть в Режевском историческом музее.

Пресс-папье

Иногда на письменном столе можно увидеть небольшой, но весьма тяжёлый предмет. Такой прибор называется «пресс-папье» и служит для придавливания бумаг. Это словосочетание французского происхождения, «presse-papiers» дословно можно перевести как «нажимать на бумагу» - от слова «presser», что означает «нажимать» и «papier» - «бумага».
История пресс-папье уходит корнями во времена изобретения чернил. До появления промокательной бумаги пресс-папье дополнялся песочницей. Текст посыпали мелким песком, чтобы он впитал лишние чернила и ускорил высыхание документа. В 19 – начале 20 в.
Классический пресс-папье представляет собой дугообразный брусок, сверху которого расположена рукоятка, а снизу натянута промокательная бумага. Тяжесть позволяет фиксировать лежащие бумаги, чтобы они не разлетались и не рассыпались. А промокательный лист используют для промокания написанного.
В основном этот канцелярский предмет предназначался для промокания чернил. Промокательная бумага состояла из целлюлозы. В виду того, что структура бумаги имела множество мелких капилляров, она очень быстро могла впитывать жидкие чернила. Благодаря бумаге ускорялся процесс высыхания рукописей, что предотвращало размазывание.
Пресс-папье кроме полукруглого бруска могло иметь различные формы. Изготовлялась эта канцелярская принадлежность из стекла, мрамора, бронзы и других ценных материалов. Пресс-папье часто инкрустировали, украшали янтарными или металлическими фигурками. Зачастую пресс-папье присутствовало на письменном столе в качестве декоративного предмета.
С появлением шариковой ручки пресс-папье перестало быть необходимостью и вскоре превратилось в обычное украшение письменного стола. В современном мире это предмет коллекционирования. В мире насчитывается более двухсот тысяч коллекционных пресс-папье. Они приравниваются к предметам искусства. Есть такой предмет и в Режевском историческом музее.

Безмен металлический

Такую вещь, как безмен, человек изобрел уже очень давно. Этот прибор не потерял своей актуальности и сегодня. Ведь он обладает массой преимуществ, делающих его очень привлекательным для потребителя. Его используют очень широко в бытовых целях. Использовались эти ручные весы еще в Древней Руси. Еще в 14-м столетии они были привычным предметом обихода. В те времена прибор имел другое название – контарь. Очень часто его использовали торговцы, чтобы определить вес продаваемого товара. Прибор выглядел как металлический стержень. С одной стороны, на конце контаря был груз, а с другой стороны специальный крючок или чаша. Это позволяло взвешивать любые товары небольшого размера. В основном, устройство использовалось на рынках для определения массы продуктов.
Свое современное название этот прибор получил из тюркского языка. Слово «batman» можно перевести как «около 10 кг». Это значит, что изначально слово определяло меру веса, которой пользовались люди в древности. А позже так начали называть сам прибор для его определения.
На сегодняшний день эти весы являются многофункциональными. Они стали более сложными в устройстве и изменились внешне. По внешнему виду они значительно отличаются от тех, которые использовались в древности. Но они все такие же простые. Кроме того, имеют больше функций.
С развитием электроники, когда очень многие устройства начали оснащать дисплеями и другими элементами, появились и электронные безмены. Но механический вариант все равно остается востребованным.

Родные профессии

У молодого паренька, недавнего выпускника СПТУ, «закашлял» трактор в поле.

– Давай посмотрим, – обронила вдруг, улыбаясь, проходившая мимо женщина, уже немолодая. Скользнув беглым взглядом по технике, она с уверенностью произнесла:

– Гляди, у этой тяги крепление ослабло, вот она и бренчит. Эх, ты, горе-механизатор! И ушла так же внезапно, как и появилась. Удивленные хлеборобы сбились возле машины.

– Во дает! – воскликнул молодой парень. – В технике не хуже нас разбирается.

– Я ее знаю, – сказал кто-то в группе, – она работает прачкой в хлебопекарне.

И действительно, Зоя Поликарповна Черепанова трудилась в хлебопекарне села Черемисского. С работой – стиркой, глажением спецодежды для хлебопеков – справлялась блестяще. Режевское райпо не раз награждало скромную работницу.

Совсем еще девчонкой была Зоя Поликарповна, окончив тракторные курсы. По-женски тонкие руки капитана «корабля полей» крепко держали рычаги. Без малого 30 лет проработала она среди трактористов села Черемисского. Труженица тыла в годы Великой Отечественной войны. Тяжкая доля, что ж тут говорить! Приходилось по 15-16 часов в день не оставлять машину. Самоотверженный труд во имя Победы дал знать о себе. У Зои Поликарповны стали болеть руки по ночам, и боль точно иголками пронзала, казалось, с ног до головы.

И вот оно, слово медиков, точно приговор: «Профессиональное заболевание. Медкомиссия считает невозможным задействовать на должности тракториста-машиниста труд Черепановой Зои Поликарповны». Как же так? Проститься с полем и техникой?  Расплылись строки медицинского заключения.

Но не пала духом крестьянка. Прежде убирала и сеяла хлеб, и вот, придя в хлебопекарню, следила, чтоб пекли его в чистоте. Родными оказались те профессии.

Вот так, всю жизнь свою посвятила женщина хлебу насущному.

Дело тонкое

Перед вами – небольшой топорик начала XX века, оставшийся от столяра либо бондаря. Сам топор, насаженный на деревянную рукоять-топорище, по строению не отличен ничем от других. Верхний край – обух. Чуть пониже место, с отверстием для рукояти – проух.
Еще ниже – боек, набирающий широту. Ну, а нижний край топора – это лезвие. Левый край, более близкий руке – пятка. Правый же и дальний – носок. Боек у нашего топорика не очень широк и не размашист, как у плотницкого и лесорубного инструмента. Лезвие относительно прямо, со слегка укороченной пяткой. Наш топорик, скорее всего, предназначался для тонких работ по дереву, в качестве стамески или тесла.
(Полукруглое «лопастное» лезвие годилось лишь для черновой работы – обтески и рубки древесины.)
На обухе виден круглый выступ-клеймо. Работник использовал его в качестве молотка. Деревянная рукоять – с волнообразным изгибом, обычно не дающим руке утомиться. Но у музейного топора изгиб не выразителен: удар его не силен, ладоней не намнет, но должен
быть весьма точен, чтоб не испортить работу. По этой же причине ручка и коротка. Ведь, как известно, сила любого топора – в длине его рукояти.
Кончик топорища – хвост – утолщенный, с отверстием. Он не позволял орудию выскользнуть из руки. Если топор поставить (не положить) лезвием на плоскость, то зазор – от плоскости до конца рукояти – равен 2-3 пальцам руки. Так и должно быть у любого топора, чтоб не изранить костяшек на пальцах работника.
Вообще столяры топорами трудились мало, почему о грубой столярной, и не только, работе и говорят, что она топорная. Знал русский мужик досконально не только свойства материала, но и инструмента. И
выходит на деле, что грубый топор – вещь довольно тонкая.

Рубанок

Рубанок (от нем. raubank) больше чем просто незатейливый столярный инструмент, состоящий из резца, колодки и зажимного клина. У него богатейшая история, уходящая корнями в древность. Считается, что первый железный рубанок был найден при раскопках Помпеи и относится к 1 в. н. э, однако развитие рубанка началось в позднее Средневековье в XV— XVI веках. Доподлинно известно, что наибольшее распространение рубанки получили именно в 18 столетии. Почему же именно в это время столярный инструмент стал так популярен? Дело в том, что 18 век характеризуется подъёмом во всех сферах жизни: не только в научной и культурной, но и строительной. Началось массовое производство мебели, обустройство жилья, и, следовательно, для всего этого требовался особый, более тонкий инструмент. Так рубанки вошли в широкий обиход. По принципиальному устройству и конструкции выделяют следующие виды рубанков: немецкие, английские, голландские, французские, японские и китайские. В России были наиболее распространены именно немецко-голландские инструменты, что неудивительно, ведь они были привезены в нашу страну Петром I. Ещё одна важная веха в истории развития рубанка – это 1820-е годы. В этот период в Англии появился первый запатентованный металлический рубанок. С этого события берёт начало новая, более современная эра развития этого инструмента. Рубанки начали производить из чугуна, стали и латуни. Сейчас же, там, где ручной рубанок справляется с трудом, на выручку приходит его электрический собрат, сочетая в себе быстроту, легкость и точность работы.

Чугунная гиря

Буквальное значение слова «гиря» – вес (от персидского «геран»). Авторы русских словарей дают определение гире как «металлический груз, служащий мерой при взвешивании, а также для упражнений в тяжелой атлетике».

Уникальность этого снаряда в его универсальности, форма гири – металлический шар со смещенным центром тяжести и ручкой-дужкой – идеально подходит для естественных движений во тренировок на выносливость и создания гармоничного телосложения.

Сегодня сложно точно сказать место и время появления первых гирь. Одно точно – это древнейший снаряд, который использовали для повышения силы и выносливости. Первые упоминания о гирях относятся к древней Греции, где выточенные из камня снаряды, по форме отдаленно напоминающие гири, использовались для тренировки силы первых олимпийцев. Вес самой тяжелой гири – 143,5 килограмма. В более поздний период времени тюрки и славяне тренировались с помощью каменных гирь, отдаленно напоминающих современные снаряды.

Как спортивный снаряд гиря стала исключительно русским явлением. Современные чугунные гири, скорее всего, – «потомки» гирь 18-го века, взявших за основу ядра для пушек. Ядра весили от 1,4 до 26,2 кг, и заталкивались в пушку вручную. Для развития силы, сноровки и удобства использования ядер, военные придумали ручку и… начали тренироваться. В результате скорость стрельбы из заряжаемых вручную орудий повысилась, и практика тренировок с ядрами распространилась сперва по всей армии, а после и за ее пределами.

Классический туес

Классический туес — небольшой короб цилиндрической или овальной формы, сделанный из коры берёзы и имеющий деревянные дно и плотно притёртую крышку.

Туес или поражает простотой и мудростью конструкции.  Он напоминает термос, поскольку имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. 

Внутренняя стенка удерживает жидкость. Для изготовления туеса нужен сколотень — снятая со ствола целиком береста. Сколотень заготавливают специально, в определённое время года. Для этого нужен опыт, чтобы не навредить дереву.

Наружная стенка предназначена для декора, недаром ее называют рубашкой. Рубашку украшают яркой и сочной росписью или прорезным кружевным орнаментом, или тиснением, иногда вплетают полоски бересты.

Два слоя бересты складываются белой стороной коры внутрь так, что снаружи всегда «изнаночная», более тёмная сторона.

Берестяной туес собирается без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа. Края могут усиливаться корнем сосны, который вставляется между стенок.

Берестяные туеса используются для хранения продуктов питания или мелких вещей.

В туесах хранят соль, соления, молоко, масло, сметану и творог. Скоропортящиеся продукты в берестяных туесах долго хранятся, соль не отсыревает, солёные грибы и огурцы приобретают особый аромат, масло не становится горклым, молоко и творог не киснут.

В туеса наливают мед, подсолнечное, конопляное, льняное масло.

Туеса имеют свойство сохранять прохладу воды, кваса и других прохладительных напитков в жаркий день, а горячие напитки, наоборот, долго не остывают. 

Дело в том, что сама береста обладает бактерицидными свойствами. Люди давно заметили, что она долго не портится, даже если ствол берёзы упал в воду. Скорее сгниёт сама древесина. 

При этом, кора берёзы состоит из множества слоёв, поэтому достаточно герметична. 

Туески служат, как правило, очень долго. Именно поэтому они довольно часто встречаются в музейных коллекциях. Так и в Режевском историческом музее есть несколько туесков.

Часы наручные

Самое первое упоминание о наручных часах относится к 1571 году. Роберт Дадли, граф Лестер, преподнес в подарок английской королеве Елизавете I богато украшенный бриллиантами и жемчугом браслет с часами. C того момента и до начала 20 века наручные часы назывались браслетами и были предназначены исключительно для женщин. Они
считались больше аксессуаром, данью моде, чем серьезными часами. Отношение мужчин к ним ярко демонстрирует известное в то время выражение: «я лучше буду носить юбку, чем наручные часы».
Сообщество производителей часов также смотрело на первые наручные часы свысока. Из- за небольшого размера мало кто верил, что от них можно добиться идеальной точности. Корпуса и механизмы часов того времени требовали достаточно аккуратного обращения.
Считалось, что часы на руке не выдержат даже обычного ритма человеческой жизни, не говоря уже о таких активных мужских занятиях как охота, спорт или война. По этой причине наручные часы выпускались небольшим числом фирм. Практически все они представляли собой маленькие дамские модели на тонком браслете или цепочке.
Все начало меняться в конце девятнадцатого века, когда военные обнаружили, что в бою носить часы на руке гораздо удобнее. Карманные часы были громоздкими и ими было труднее пользоваться во время сражения. Именно военные придумали примитивные кожаные ремни или футляры на руку, куда вставляли карманные часы, тем самым
освобождая руки для ведения боя.
Сейчас трудно сказать, военные какой из стран первыми стали использовать наручные часы. Вероятнее всего, это были англичане. В 19 веке Англия вела постоянные боевые действия в своих многочисленных колониях в Азии и Африке. Англичане обладали самым
современным вооружением и использовали передовую тактику ведения боя. Нет точных данных о том, какая часовая фирма первой наладила выпуск именно наручных часов. Многие компании заявляют о своем первенстве, однако можно лишь утверждать, что первые наручные часы были выпущены в начале 20 века. Именно тогда начали появляться первые упоминания о наручных часах для широкой публики.
В наши дни наручные часы рассматриваются больше как символ статуса, нежели устройство для определения времени. Сейчас практически любые электронные устройства имеют на дисплее отображение времени. Механические наручные часы в цифровую эпоху
постепенно превращаются из функционального предмета в объект современной культуры.
Есть несколько интересных экспонатов среди наручных часов и в Режевском историческом музее.

Серп

Серп – сельскохозяйственное орудие. Обычно используется для уборки зерновых культур, жатвы хлебов и резки трав. Состоит из сужающегося, закругленного лезвия и короткой деревянной рукояти. Работающий серпом приводит его в действие одной рукою, другой придерживая срезаемые растения. Серп – один из древнейших сельскохозяйственных инструментов. Он использовался с глубокой древности для уборки злаков и заготовки кормов.
Первые серпы изготавливали из деревянной изогнутой палки со вставленными в нее острыми кремниевыми лезвиями. Работая серпом, постоянно приходилось сгибаться, поэтому придумали косу-горбушу, своеобразный серп на длинной рукояти, а затем косу-литовку, с которой наклоняться вообще не нужно. В древности крестьяне использовали даже серп в качестве оружия, наряду с топором и цепом. Раньше серп был необходим, поэтому его производили очень много. Сейчас серп используют только на дачном участке. На полях его давно заменили комбайны и сенокосилки.
Вот такой серп можно увидеть в экспозиции Режевского исторического музея.

Скатерть

Скатерти используют в быту еще с древних времен. Этот предмет обихода отражает историю, культуру и традиции древних народностей. Дорогостоящие скатерти с вплетением золотых нитей делали в Персии, Иудее, в Древнем Риме и Древней Греции. В странах Средиземноморья стол покрывали скатертями еще до нашей эры. Их изготавливали из хлопка или льна. Скатерти считались признаком достатка и благополучия. За непокрытый стол садились только рабы и самые бедные слои населения. Посуда и скатерти появились на Руси раньше, чем в Западной Европе, поскольку русские перенимали византийский уклад жизни, чему способствовали развитые политические, торговые, культурные и военные отношения. Развитие льняного ткачества на Руси привело к тому, что скатерти и рушники стали доступны не только для высших слоев населения, но и для обычных крестьян. Скатерть в те времена чаще называли «столешник», однако в обиходе были оба эти названия. После 16 века скатерть, стала использоваться для оформления интерьеров, и не только перед трапезой. Выбирались красивые, яркие, дорогие ткани с кружевом и вышивкой. Именно тогда вошли в моду такие материалы, как бархат, парча и даже шелк. Последний считался настоящей роскошью и покрывал стол только аристократии. В 17-19 веках мода на них ушла, оставив место только классике. В конце 19 века белые скатерти снова стали востребованными и желанными в любом доме.

А вот 20 век внес лепту яркости и нестандартности, длина ткани доходила до пола и имела
цветочный, растительный, геометрический принт. В 21 веке дизайн дополнился высокотехнологичными материалами, которые не только стильные, но и практичные.

Приметы и традиции о скатерти.

- На Руси никто не садился за стол, если на нем не было ткани. Считалось, что это к безденежью, финансовым потерям.

- После трапезы все крошки собирались аккуратно в ладонь, после чего выносились во двор. Сейчас крошки можно выбросить в окно, но никак не в мусорное ведро – можно спустить все свое богатство.

- Скатерть ни в коем случае не штопали или чинили. Ее использовали до последнего, после чего сжигали во дворе, а пепел закапывали.

- Нельзя использовать скатерть для тряпок. За столько времени службы она впитала много энергетики и эмоций.

- В приданое девушке обязательно входила скатерть, которая сразу же расстилалась на столе в новом доме. Также этот предмет давался с собой тем, кто отправляется в далекий путь. Отсюда и пошло выражение «Скатертью дорога!» (пожелание хорошего, спокойного пути).

Трепало для обработки льна

Процесс обработки льна от уборки до получения готового волокна складывался из следующих этапов: мочение, расстилание, досушка в овинах, мятье, трепание и чесание. Все виды работ выполнялись женщинами.

Для того чтобы добиться надлежащего разделения волокон, сразу же после мятья лен трепали. Причем спешили, чтобы он не успел впитать влагу. Если же это случалось, волокна приходилось снова досушивать. Трепанье могли выполнять «обмолотом», ударяя волокном о столб или стену, но чаще трепанье выполняли с помощью трепала - легкой дощечки из хвойного дерева лопатообразной или ножевидной формы. Для сильного льна со здоровым волокном брали тяжелое длинное трепало. Для слабого путаного льна требовалось трепало легкое и короткое. Трепали лен, удерживая конец горсти на коленях или в руке на весу. Вершинный конец наматывали на кисть левой руки и били по свисающему концу, все время подергивая волокна вверх, отхлестывая их о другое ребро трепала и поворачивая. Так же обрабатывали другой конец горсти. Затем пучок льна выворачивали внутренними волокнами наружу и опять трепали поочередно оба конца. При работе тщательно соразмеряли силу и направление удара.

Трепаный лен сортировали по цвету и качеству.

После трепанья лен чесали. Чесание льна доверялось только самым опытным работницам: «Щетью чешет всегда сама мать». Чесали лен дома Горсть льна клали на колени и, придерживая и поворачивая ее левой рукой, правой расчесывали щеткой.

То, что оставалось в руке работницы после многочисленных вычесываний, и называлось уважительным словом «лен». На этом процесс обработки льна для получения волокна завершался. Лен связывали в связки определенного размера, по которым велся счет при использовании в хозяйстве или при продаже

Ложка чайная

Ложка – настолько древнее изобретение, что невозможно установить временной промежуток ее существования. Исследователи называют разные даты ее рождения, предположительный возраст колеблется от трех до семи тысяч лет. Неизвестно даже происхождение названия этого слова. Лингвисты видят общеславянский корень в словах «лизать» или «елозить», а также «лог», что означает «углубление». Возможно происхождение от греческого – «глотать».
Подобие ложек использовали еще первобытные люди, это были морские раковины, половинки ореховой скорлупы или согнутые плотные листья растений. До сих пор некоторые племена в Африке и Южной Америке используют вместо ложки удобные раковины моллюсков. Первые ложки, сделанные людьми, выглядели как небольшие глиняные ковшики с короткими ручками. Позже для создания этого предмета использовали дерево, кости и рога животных, еще позже – металл. Есть несколько разновидностей ложек, размер и форма столового предмета зависит от его назначения: чайная, суповая, десертная, иногда встречаются специальные ложки-щипцы.
Ложки кажутся обычной, привычной кухонной утварью. Но, пройдя долгий исторический путь, они стали участниками многих интересных историй и примет. Например, если положив случайно две ложки в одну чашку, можно ожидать свадьбу или тех, кто облизывает ложку после еды, ждет счастливое супружество.
В Режевском историческом музее хранится множество чайных ложек.

Прибор для специй

Такую изящную принадлежность для сервировки стола в 1950-1960-е годы имела почти каждая советская семья. Набор для специй состоял из 3-х стеклянных баночек с крышками (для соли, перца и горчицы) на металлической подставке с удобной ручкой для переноса. Стояли такие приборы и в каждом заведении общепита. Их часто дарили женщинам в подарок. Сегодня хозяйственные магазины полны кулинарными приспособлениями разных видов. Но этот столовый прибор остался актуален. Дизайн его конечно изменился, но назначение осталось прежним. Ну и конечно, многие предпочитают ручные мельницы, чтобы аромат был ярче. Интерес к специям был всегда. В древности специи были ценным предметом торговли, тогда обычная соль ценилась дороже золота. Современные супермаркеты поражают обилием специй и приправ, на прилавках можно найти как классические, так и самые редкие. Во времена Советского Союза, такого изобилия не было, но и в то время пытались улучшать вкусовые качества продуктов, используя специи. Самыми популярными и доступными, конечно же были соль, перец и горчица. Они всегда присутствовали на столах, как в ресторанах, так и в рабочих и студенческих столовых. Горчицу даже называли «студенческим маслом», так как студенты вместо дорого масла намазывали бутерброды бесплатной горчицей. В нашем музее можно увидеть такие приборы для специй, а также отдельные солонки и перечницы из различных материалов самых разнообразных форм.