Пояс домотканый

Пояс домотканый

«Пояс верный, друг сердечный" — так гласит старинное русское присловье, указывающее на то, что пояс играл большую роль в жизни наших предков. Действительно, с глубокой древности на Руси пояс составлял непременный компонент как мужской, так и женской одежды, занимал значительное место в духовной и хозяйственной сферах жизни людей. Но в древнерусском костюме пояс применялся не столько для поддержки верхней части костюма, сколько для того, чтобы сохранить тепло. Подпоясывались не только рубахи – косоворотки, но и платья, сарафаны, верхняя одежда. Распоясать человека означало обесчестить его. Существовало два способа подвязывания пояса: очень высоко под грудью для женщин и низко под животом у мужчин. Также пояс служил элементом крепления мелких вещей: ключей, гребней, кошельков и небольших сумочек. Для изготовления поясов использовали шерстяную пряжу и суровые льняные нити. Орнамент поясов состоял из простейших геометрических узоров – косых крестов, уголков, столбиков, косых и продольных линий. Пояс являлся ярким декоративным элементом костюма, поэтому цветовая гамма поясов была довольно разнообразна, их ткали из нитей красного, зеленого, желтого, белого, синего и других цветов. Кисти считались «душой пояса», его украшением. Делали их пышными, разноцветными, которые порой заканчивались затейливыми переплетениями разноцветных ниток с шариками и помпончиками. Чем скромнее был сам пояс, тем богаче, ярче делались кисти. Пояса умела ткать каждая женщина. Этому рукоделию учили с детства. Зачастую на поясах ткали тексты, например, «Кого люблю, тому дарю», «Носить – не терять, меня не забывать», либо строчки их девичьих песен. Все тканые пояса можно поделить на два вида: широкие и узкие. Их называют по - разному: первые – кушаком ли опояском, вторые – пояском, покромкой. Виды поясов напрямую связаны со способом их изготовления: тканые на вилке, тканые на дощечках, пояса в технике закладного творчества, браные пояса и т.д. Существовало множество обрядов, связанных с поясом. С помощью пояса устанавливается связь между «своим» и «чужим» пространствами, старым и новым домом. Так при переходе в новый дом хозяин входил первым и втягивал за пояс всех членов семьи. Молодая, входя в дом мужа после венчания, бросала пояс на печь. При первом выгоне скота в поле было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Это делалось для того, чтобы скотинка не заблудилась и вернулась домой. Девушки часто использовали пояса в гаданиях. Вера в магическое значение пояса имела место при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Пояс употреблялся в заговорах от болезней. На Руси пояс служил родительским благословением, и передавался по наследству из поколения в поколение. Младенца опоясывали в ходе родильных обрядов, принимая в этот мир нового человека. Родившийся ребенок получал своего рода талисман, который сопровождал его всю жизнь. На поясах опускали гроб в могилу, провожая человека из этого мира. По русским поверьям ходить без пояса было грешно, как и без креста. Считалось, что подпоясанного человека и бес боится, его не тронет ни домовой, ни леший. Вашему вниманию представлен пояс домотканый из экспозиции нашего музея. Пояс красного цвета, выткан из шерсти. По краям узкие полоски сиреневого, оранжевого, чёрного и бордового цветов. На поясе зелёными нитями вытканы слова: «Этотъ поесокъ даріла тому, кто мiлъ сертсу моему». Между словами повторяющийся элемент – зигзаг. На концах пояса разноцветные мелкие помпоны из нитей красного, синего, сиреневого, оранжевого, желтого, бордового и зеленого цветов. Всё это исключительно красочное богатство, бесконечное множество узоров создавалось руками крестьянских женщин на протяжении многих веков, бережно передавалось из поколения в поколение и дошло до нас в неизменном виде.

Першина О.А, Черемисский историко – литературный музей