«Морозные узоры «ришелье»

«Морозные узоры «ришелье»

17 ноября 2018г в Черемисском историко-литературном музее прошёл традиционный праздник День дарения. Друзья музея пополнили своими подарками музейные коллекции нумизматики, минералов, этнографии и прикладного искусства. Среди предметов коллекции прикладного искусства выделяются вышивки А.Ф. Тюриной, выполненные в технике «ришелье»: подзоры, салфетки, наволочки, украшенные ажурной вышивкой.

Эта вышивка пришла в Европу в эпоху Возрождения из стран Востока. Очень быстро Италия, Франция, а за ней и другие станы Европы были захвачены модой на кружевную ажурную вышивку. Изделия с такой вышивкой были привилегией знати. За рукоделием проводили досуг вельможи и придворные. Мода на вышитые вещи стимулировала открытие женских школ и мастерских по всей Европе. Не обошла она стороной и Россию.

Долгие годы вышивка в технике «ришелье» считалась «городской вышивкой» и лишь во второй половине ХХ века во всей красе обосновалась в русской деревне. Деревенские мастерицы, освоившие уже машинную ажурную вышивку, украшали быт «строчёными» из белой хлопчатобумажной ткани салфеточками, «подзорами» и, конечно же, занавесками. «Строчёные задергушки» украшали окна почти каждой деревенской избы.

Вся прелесть состояла в том, что узоры на занавесках не повторялись. Чего там только не было: цветы, листья, затейливые морозные узоры –  всё зависело от мастерицы, которая должна была обладать не только творческими навыками, но и терпением, вниманием и аккуратностью. Таких умелиц было мало, заказы к ним сыпались со всех окрестных деревень.

Но жизнь не стоит на месте. Вышитые вещи, требующие особого ухода (отбеливания, крахмаления и пр.), вышли из обихода  и сейчас занимают своё место в музейных коллекциях. А вышивка, носящая имя  французского кардинала, претерпевшая трансформацию в соответствии с веяниями моды, влиянием вкусов и традиций, развитием науки и техники, и в XXI веке выглядит изысканно и современно.

                                                                                   Л.Н. Колташова, Черемисский историко-литературный музей.