Публикации

Да продолжится работа!

 

В основу статьи легли материалы из фондов Черемисского историко-литературного музея и личных воспоминаний Бесовой В.М.

 Это было неожиданно – среди книг литературного фонда Черемисского историко-литературного музея найти первую самостоятельно прочитанную в детстве книгу. Помню, она завораживала своими иллюстрациями, а ещё больше стихами, в которых автор сумел подметить необычное в самом обычном. Да и непростая фамилия автора запомнилась. Стоило только глазу зацепиться за яркую обложку детской книжки, как в памяти сразу всплыло имя поэта и название книги: Евгений Фейерабенд, «Будильник». Ещё неожиданней оказался тот факт, что книга хранилась в разделе под названием: «Они повторили жизненный подвиг Н.Островского».  Там же нашлись и другие книги Е.Фейерабенда (большинство с автографом автора), газетные статьи о поэте, его фотографии, открытки.  Так, спустя сорок с лишним лет, состоялось знакомство с судьбой и творчеством автора, чья книга запомнилась с детства. А когда на сайте «Православие и мир» прочитала статью К.Смирновой к 90-летию Фейерабенда от 19 октября 2016г, захотелось раскрыть ещё одну страницу жизни этого мужественного человека. Но всё по порядку.

Литературный фонд Черемисского историко-литературного музея был создан благодаря деятельности литературного клуба «Лира», организованного в Черемисской школе под руководством Бесовой Валентины Максимовны. Обыкновенный кружок любителей книги, искусства и прекрасного был создан в далёком 1964 году в обыкновенной сельской школе: много читали, делились мнениями по только что прочитанной или изученной на уроке книге. Обсуждали, спорили: каждому хотелось высказать своё мнение о произведении и его героях. Однажды решили написать письмо автору только что вышедшего романа «Тронка» Олесю Гончару. Автор прислал к Новому 1966 году письмо и книгу с автографом. Так всё и началось. Участники школьного литературного клуба переписывались с писателями, поэтами, работниками музеев, завязывая прочные дружеские отношения, приобретая друзей во всех уголках Советского Союза. У каждого поколения «Лиры» были свои направления в работе: одни переписывались с лауреатами Ленинской премии, другие устраивали встречи с уральскими писателями, третьи искали людей, ставших прототипами литературных произведений. Так завязалась переписка с Раисой Островской, женой Николая Островского.  

Бесовой В.М. вспоминала: «Раиса Порфирьевна Островская писала: «…Благодарю за поздравления, за память и любовь к Островскому. Хорошо бы начать поиск людей, повторивших его жизненный подвиг. Будете в Москве, дайте знать. Встретимся…» Трудным оказался поиск! Но он принёс столько радости и незабываемых впечатлений от каждого письма или бандероли, полученных от творческих работников с тяжёлой жизненной судьбой. Писатель без обеих рук Владислав Титов, написавший повесть «Всем смертям назло», Владимир Ворошилов и Эдуард Асадов, потерявшие зрение в Великой Отечественной войне, прикованные к постели Леонид Куликов и Людмила Туманова из Кургана, Борис Ковынёв из Москвы, Леонид Рашковский из Белоруссии, Николай Бирюков – автор «Чайки», Геннадий Кошкин из Ульяновска, Ингрида Соколова из Риги, художник Пауль Камм из Эстонии – все они вступили в переписку с ребятами.»

 В то время частыми гостями в Черемисской школе были уральские писатели и поэты. Добрым другом «Лиры» стала Елена Евгеньевна Хоринская. От неё ребята и узнали о свердловском поэте Евгении Фейерабенде, который с 9 лет был прикован к постели тяжёлой болезнью. Ребята написали ему письмо, завязалась переписка. В апреле 1967г. Елена Евгеньевна Хоринская привезла в школу подарок от своего друга Е.Фейерабенда – книгу «Морской извозчик» с автографом:

Хоть это село и не близко,

И моря поблизости нет,

Извозчик морской, в Черемиску

Друзьям передай мой привет!

Так «лировцы» начали знакомиться с творчеством поэта: от стихов для детей до серьёзной лирики о войне, о любви, о жизни. Для них он стал примером трудолюбия, преодоления жизненных невзгод и ударов судьбы: тяжёлая болезнь, военное холодное и голодное детство, ранняя смерть отца и неподвижность.

 В своей автобиографии Евгений Витальевич писал: «…мне иногда казалось, что литературная работа – дело безнадежное для человека, лишенного возможности широко наблюдать действительность. Но заочная учеба в десятилетке и в Уральском университете, рассказы друзей, газеты и книги, радиоприемник и телевизор раздвигали стены квартиры...»    Письма из Черемиски стали ещё одним способом «раздвинуть стены квартиры».

Елена Евгеньевна Хоринская, которая познакомилась с Женей Фейерабендом ещё до Великой Отечественной войны, готовя к выпуску первую книгу «Урал – земля золотая», так писала о поэте: «Те, кто не знает Евгения Витальевича лично, могут, пожалуй, представить его как мрачного, озлобленного болезнью «беднягу». Какой вздор! Он широкоплеч, у него красивое открытое лицо, умный, приветливый взгляд, добрая улыбка – то весёлая, то задумчивая, то чуть озорная.  А руки! ... Они не только пишут: они умеют и рисовать, и строгать, и делать самые разнообразные и оригинальные вещи…Работа! В ней – жизнь поэта».

А 25 марта 1970г. ребята вместе с В.М.Бесовой и Е.Е.Хоринской впервые приехали в гости к своему другу. Они привезли ему подарки, выпуск стенгазеты «Лира». А ещё множество фотографий, рассказывающих о селе, о школе, о музее и, конечно, о клубе «Лира». Поэт живо интересовался делами школьников и подарил несколько новых книг.

 Следующая встреча состоялась в декабре 1974 года, перед Новогодними праздниками. Сразу после неё школьники собирались на туристско-краеведческий слёт в г. Нижний Тагил. Поэтому на подаренной Валентине Максимовне книге появилось такое посвящение:

Есть славные люди

И местности в мире.

Всегда с теплотой

Вспоминаю о «Лире»!

Талант черемисский –

Дарить вдохновенье.

И Вам, и ребятам –

Мои поздравленья.

От самого сердца, друзья,

С Новым годом!

Удачи – идущим туристским походом!

В 1976г., когда Евгений Фейерабенд отмечал своё пятидесятилетие, «лировцы» вновь навестили поэта. В этот год была выпущена книга стихов «Избранное».  Как всегда, ребята были тепло встречены поэтом и его матерью Матрёной Ивановной, обменялись подарками, долго разговаривали, делились планами.

Нужно отметить, что Евгений Витальевич дружил со многими школьниками. Долго помнили о встречах с ним члены клуба «ЛУННИК», организованном в 60-е гг. в школе № 88 г. Свердловска.  Незабываемое впечатление от общения с поэтом осталось в памяти у руководителя и членов литературного клуба «Уральская рябинушка», работавшего в 70-е гг. в Нижнетагильском педагогическом училище. И это далеко не всё.

«Мало, где довелось побывать мне самому, но письма я получаю из многих и порою очень далёких мест. Там побывали мои стихи. И, стало быть, да продолжится работа! В ней для меня всё!» - говорил Е.Фейерабенд.

Но болезнь брала своё. Всё реже приходили в «Лиру» весточки от него. В.Астафьев, бывавший в доме у Фейерабендов, в своих «Затесях» так пишет о последних годах жизни поэта: «Несмотря на все усилия Матрены Ивановны и Жени, дела у них шли все труднее, все хуже. Немного как бы отечное лицо делалось у Жени бледно-желтым, взор блеклый, оживлявшийся от радости встречи, вдруг западал в полутень, становился неподвижным. С большим уж трудом взбадривал себя Женя, но духом все еще был крепок». 

О своих друзьях из Черемиски Евгений Витальевич помнил до конца. Вскоре, после смерти Е.Фейерабенда, Евгения Долинова привезла в Черемисскую школу папку с надписью: «Стихи для детей (архив). Черемиска», а в папке стихи, отпечатанные на машинке с внесёнными автором от руки поправками. Музейная редкость…  Как и книги поэта, хотя их вышло в свет более тридцати.

 К.Смирнова с сожалением пишет об этом в своей статье: «Последнюю свою книгу «Пронзая сердце радостью и болью» поэт уже не увидел — он умер 14 марта 1981 года. С тех пор его стихи не издавали. Прекрасно иллюстрированные книги для детей — «Ласточкина хатка», «Зимородок», «Жук-усач», «Морской извозчик», «Белый медвежонок», «Самоцвет», «Грибной дождь», «Доброе окно», «Птичья стая» — стали библиографическими редкостями. Посетители выставки в Музее кукол и детской книги все время спрашивают: где купить эти книжки, а вы не продаете? Конечно, нет, — разочаровывают сотрудники…»  А жаль, ведь автор так надеялся:

Слетит по руслу сила вешних вод,

А сделанное вовремя –

Останется.

Работа никогда не пропадёт!

Стихотворение Евгения Фейерабенда «Муравей» Виктор Астафьев назвал одним из лучших в русской поэзии ХХ века и в 1988 внес его в Антологию одного стихотворения «Час России». «На мой взгляд, - писал Виктор Петрович, - это стихотворение нужно всем русским людям...» Он считал, что память о таких «тихих», не имевших громкой славы поэтах, как Евгений Фейерабенд, - показатель состояния народной души. Если их помнят, читают, переиздают и поминают добром, значит, еще не все у нас потеряно..."

Колташова Л Н.,

хранитель музейных предметов Черемиского историко-литературного музея.

 

Default Image

О чём рассказали страницы рукописи…

 

      В постоянной экспозиции Черемисского историко-литературного музея представлена церковная рукописная книга «Гласник». Она была передана в дар музею Гороховым В.А. – уроженцем деревни Колташи. Владимир Андреевич нашёл её при сносе одного из старых домов в Екатеринбурге.

     Не сразу открылась перед нами история рукописи. Обложка книги – деревянные дощечки обтянутые кожей, надписи стёрты, листы бумажные.  Рукописный текст на церковно-славянском языке хорошо сохранился, глядя на него, понимаешь, откуда пошло выражение «красная строка». Это действительно очень красиво. Многие страницы книги тщательно реставрированы, некоторые утрачены, поэтому год создания точно определить не смогли. Но зато на страницах книги удалось увидеть филигрань и по ней определить, что бумага была изготовлена на фабрике Александра Ольхина. По тому же филигранному рисунку определили, что книга написана после 1820 года. Штамп на одной из страниц поведал нам, что книга принадлежала Градо – Екатеринбургской Спасской Единоверческой  Церкви. Это первый по времени основания Единоверческий  Храм на Урале. Разрешение на его строительство было дано в 1804 году. В Храме практиковались служения по старопечатным книгам, чтобы продемонстрировать общность православия и единоверчества и возможность их воссоединения.  В этом же Храме, вероятно, был размещён церковный архив (или его часть). В 1929г. Церковь закрыли, а в 1930г. – снесли. Кто и как сумел спасти рукописный «Гласник» из разрушенного Храма – неизвестно.

Колташова Л.Н., хранитель музейных предметов

Черемисского историко-литературного музея.

Default Image

Переименование села Шайтанки в село Октябрьское

 

80 лет назад село Октябрьское называлось Шайтанкой.  Такое название село получило потому, что распложено на берегу речки Шайтанки, левого притока реки Реж.  Речка берет свое начало из «падунов» (падуны – топкое и болотистое место). « Это топкое урочище татарами и черемисами, которые жили в 6 верстах в селе Черемисском, названо было «Шайтан место».  Здесь часто тонули и гибли домашние животные». (Извлечения из сборника «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». 1902г.). « Шайтан» – черт, гиблое место в переводе с татарского языка. Болотистое место способствовало распространению эпидемических болезней.

       В 1936 году по предложению красногвардейца Лепинских  Антонина Романовича село Шайтанка. было  переименовано в село Октябрьское. Надо сказать, что за прошедшие десятилетия  название так и не прижилось. Село предпочитают называть по-старому.

            В двух километрах от села Октябрьского находится Шайтан камень. Среди многочисленных на Урале скал с подобным названием режевской Шайтан самый знаменитый. В окрестностях скалы в конце XVIII века было открыто уникальное месторождение шайтанского переливта – поделочного камня, ставшего гордостью Урала.

 

                                   Н.Першина, Черемисский историко-литературный музей

Балалайка

 

Черемисский историко-литературный музей примечателен тем, что многие экспонируемые предметы, когда то принадлежали жителям села Черемисского.  Почти каждый экспонат – легенда, рассказывающая о судьбе человека. Рассказывая об экспонате, безусловно, вспоминаешь владельца.

 В разделе «Торговая лавка» демонстрируется балалайка. Ее хозяйка- Коровина Анастасия Семеновна. Судьба этой женщине досталась нелегкая. Муж младший лейтенант, командир взвода Алексей Михайлович был призван на фронт Великой Отечественной в начале войны. А уже  5 марта 1942 года   Анастасия Семеновна получила похоронку на мужа, который погиб  при освобождении д. Андреево Смоленской области. Пришлось Анастасии Семеновне одной поднимать троих детей. В суровые годы войны она работала санитаркой в аптеке.

В ее доме в послевоенное время собирались 30-летние вдовы. Под  аккомпанемент  ее балалайки они пели песни  и частушки. Балалайка  согревала душу и помогала выжить.

Жители села Черемисского помнят Анастасию Семеновну, ее веселый нрав и добродушие. Не один сельский праздник не обходился без  балалайки и веселых  русских частушек в ее исполнении. Она музыкант  самоучка, но инструментом владела виртуозно.  Задорное выступление на сцене захватывало зрителей.

В музей семейную реликвию передала внучка  Лушкина  Людмила Валентиновна.

Default Image

Вас мало, вышедших из боя… или Все меньше тех, кто мог бы рассказать

Из 164 фронтовиков, вернувшихся с Великой Отечественной войны в село Черемисское, дожили до 70-летия Победы два ветерана: Красненкова Татьяна Алексеевна и Черепанов Иван Афанасьевич.

            Красненкова Татьяна Алексеевна, 1924 года рождения.  В Армию призвали  в октябре 1942 года.  С 13 июля 1943 года по 5 августа 1945 Татьяна Алексеевна – красноармеец 82-й Отдельной зенитно-артиллерийской бригады. Охраняла небо над Днепром и Киевом. Награждена орденом «Отечественная война» II степени, медалью «За победу над Германией». После войны вернулась домой, вышла замуж, воспитала семерых детей.

            Черепанов Иван Афанасьевич родился  в 1921 году. В  ряды Красной Армии был призван 5 мая 1941г. Получил военную специальность – радист-стрелок. С мая 1942 года – радист 54-го танкового полка 10-й Гвардейской танковой бригады.

            Боевое крещение получил в кровопролитном танковом сражении на Курско-Орловской Дуге. В страшном бою под Прохоровкой довелось Ивану Афанасьевичу спастись из горящего танка. Освобождал  Смоленск, Витебск, Великие Луки, участвовал в штурме крепости Кенигсберга.  В  апреле 1944г. направлен  в  зенитно-пулеметную роту 18  Гвардейской саперной дивизии. Победу встретил около Кенигсберга, где занимался обучением солдат в учебной роте.

            Награжден орденом «Славы», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».

            Демобилизовался в ноябре 1946 году. Работал пастухом в совхозе имени Ворошилова. Воспитал 4-х детей.                          

Першина Н., экскурсовод   Черемисского историко-литературного музея

Default Image

Медаль ямщика Ваулина

 

В экспозиции Черемисского музея «На службе царю и Отечеству» демонстрируется медаль «В память 300-летия царствования Дома Романовых». Государственная награда Российской империи была учреждена 21 февраля 1913 года по указу императора Николая II для награждения лиц, имевших отношение к празднованию юбилея.

      Бронзовая медаль потемнела от времени. Диаметр её составляет 28 мм. На лицевой стороне медали (аверсе) изображены последний  император Николай II  и  основатель династии Романовых царь  Михаил Федорович. На реверсе  надпись: «Въ память 300-летия царствования Дома Романовыхъ 1613-1913».  Медаль имеет ушко для крепления к колодке или ленте, но медаль передана в музей без ленты. На Санкт-Петербургском монетном дворе было изготовлено более 1,5 миллиона экземпляров медали.

В числе награжденных государственных служащих  был и житель села Черемисского Михаил Кузьмич Ваулин  – держатель ямщины. Он перевозил почту, чиновников  по маршруту Конева – Аятка – Черемисское – Мурзинка.  В конюшнях дома Ваулина на улице Верховская ждали пересменки восемь лошадей. По воспоминаниям старожилов в его доме останавливались знатные пассажиры – писатели Мамин-Сибиряк и Бажов. Ваулина уважали во всей округе за добросовестное выполнение государственной службы.

 

                                               Н.Першина

                                               Черемисский историко-литературный музей

Модная «парочка»

 

  • В одной из витрин Черемисского историко-литературного музея в постоянной экспозиции «Село Черемисское – православное» представлен красивый женский наряд – «парочка».  Этот костюм принадлежал жительнице села Глинское Ольковой Александре Ивановне, 1878 года рождения.
  • Мода на «парочки» типа «юбка-кофта» появилась в русской деревне в последней трети ХIХ века. До этого были пары «сарафан-рубаха». На Урале «парочки», получив большое распространение, очень быстро из праздничной одежды перешли в разряд будничной и шились из ситца и сатина.  Их носили до 20-х годов  ХХ века.
  •  Парочка Ольковой А.И. –  праздничная,  и  сшита её собственными руками из голубого шёлка с тканым рисунком.  Такой наряд могли позволить себе крестьянки, имеющие достаток, те, что из сословия середняков. Костюм состоит из кофты и юбки. Спинка кофты сшита из шести суженных в талии частей, ниже талии все клинья образуют фалды.  Спереди кофта приталена двумя вытачками. Застёжка спереди по центру: с внутренней стороны крючки, снаружи 11петелек для мелких пуговиц.  Рукава втачные, длинные, сужающиеся книзу. Воротник стойка. Край рукавов и воротник отделаны чёрным кружевом. Рисунок на кофте: волнистые линии.

     Юбка от парочки сшита из  шести полос  со сборкой по талии, с внутренним карманом  слева и застёгивается на  крючок. Сюжет рисунка на юбке: букетики васильков.

      Как и все крестьянки, хозяйка свой костюм носила бережно, надевала нечасто – по праздникам, в церковь – и сумела передать по наследству.

Коробка для конфет

 

Все чаще в музейных коллекциях посетителей привлекают внимание оригинальные предметы быта конца XIX  - начала XX  веков. В этот ряд попадают кондитерские коробки и банки. Их подолгу рассматривают, любуясь художественным стилем, богатой цветовой гаммой. Кондитерские упаковки отличаются разнообразием форм и материалов, изготовленных из жести, дерева, ткани. На коробках изображены орнаментальные мотивы,  сказочные сюжеты, репродукции известных картин. На одной из жестяных коробок для  конфет Московской фабрики И.Л. Динга  цветной печатью нанесено  изображение -  историческое событие «Торжественный въезд Александра I  c союзниками в Париж. 1814 год».  Красочное оформление упаковок для кондитерских изделий вызывало у покупателей желание приобрести товар. Кроме того, жестяные коробки более надежно защищали товар, будь то халва, пряники или карамель от сырости.

            Конечно, 100 лет назад покупка сладостей в такой упаковке была роскошью для основной массы населения. Это было дорого и покупалось в основном к торжественным событиям. Когда содержимое упаковки опустошалось, красивые ларцы, баночки и коробки подолгу хранили в семьях и использовали в качестве шкатулок для писем, фотографий и рукоделия.

                                      Н. Першина, Черемисский историко-литературный музей

Телевизор КВН

В экспозиции Черемисского историко-литературного музея «Интерьер сельского дома 50-60-х гг. XX века» представлен телевизор «КВН-49-4/Т-1/, выпущенный в 1956г. на Александровском радиозаводе Владимирской области. Это первый массовый телевизор в СССР, принятый к производству в 1949г. Свое название телевизор получил по первым буквам фамилий изобретателей (Кенигсон, Варшавский, Николаевский). Телевизор имеет очень маленький экран, поэтому для просмотра передач необходима была линза, которая заполнялась водой. Линза у экспонируемого телевизора самодельная. Её изготовил муж, хозяйки телевизора Шестаковой Александры Степановны Рычков Александр Петрович. Из села Октябрьского телевизор привез в музей Першин А.П.

                                             Работники музея Першина Н.В., Колташова Л.Н.

Default Image

Макет «Аятская слобода»

 

            В экспозиции «Основание села и его первые поселенцы» Черемисского историко-литературного музея  представлен  макет «Аятская слобода конца  XVII века»,  изготовленный  Опалевым Павлом Григорьевичем в 2004 году по гравюре неизвестного автора.

            В 70-х гг. XVII века деревня Черемиска относилась к Аятской слободе, основанной Фролкой Араповым в 1669 году.

            В сборнике «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии за 1902 год приводятся сведения об Аятской слободе: «Первые поселенцы села Черемисского были инородцы-черемисы, поселившиеся в XVII столетии в глухих лесах и занимавшиеся грабежом.

            Первые поселенцы смежного села Аятского, жаловались, что «воровская черемиса» обижает, грабит, вследствие чего жители Аятской слободы для защиты от набегов в 1681 году поставили острог в вышину 2 сажени (2м 16см) с 5 башнями по 6 саженей высоты, из которых одна была с проезжими воротами, а вокруг острога выкопали ров».

            Макет органично вписывается в экспозицию и дает представление о русской слободе и заселении русскими поселенцами Сибири.

 

 

                                       Н.Першина  (экскурсовод Черемисского историко    

                                                                                            литературного музея ).

Деревянный портфель

 

В 2013 году этнографическая коллекция Черемисского историко-литературного музея пополнилась уникальным экспонатом – деревянным портфелем. Этот портфель сделал  в 1933  году Колотов Николай Семенович, житель д. Колташи, для детей своего сына Степана.    

Степан Николаевич  работал заведующим фермой в колхозе «Авангард». В 1937 году был репрессирован за падеж скота и расстрелян. Николай Семенович жил в доме снохи  Аксиньи  Матвеевны  и помогал поднимать шестерых детей, оставшихся без отца.

С этим портфелем в Колташовскую начальную школу ходили все шесть внуков. Портфель сделан из деревянных дощечек, имеет прямоугольную форму и крышку на металлических шарнирах. Кожаный ремень крепился на боковых стенках.

Колотова Галина Владимировна, учительница Колташовской  школы, жена Павла, самого младшего внука Николая Семеновича передала семейную реликвию в музей.

Першина Н.В., экскурсовод,

Колташова Л.Н., хранитель Черемисского историко-литературного музея

Самодельная пушка

 

       Памятным экспонатом  Черемисского историко-литературного музея о событиях гражданской войны является самодельная пушка, сконструированная   Николаем Гурьяновичем Белоусовым и отлитая кузнецом деревни Воронино Пановым Александром Ивановичем.

Пушка была установлена  на деревянный лафет на тележных колесах и стреляла самодельными снарядами – картечинами.

Пушка использовалась красноармейцами деревни Воронино в боевых действиях 1919года.

         Когда закончилась гражданская война,  пушка вернулась в деревню Воронино.

         Десять лет (до 1929 года) пушка была реликвией села.7 ноября  - в честь праздника Великого Октября  из неё салютовали с главной деревенской площади.

          Потом о пушке Белоусова забыли, долгие годы она находилась в сарае. Там  её и нашли юные следопыты Черемисской средней школы и принесли в школьный музей.

 

                                                                                     Першина Н., Колташова Л.

Свадебный наряд

Плакала девица, ночи не спала,

Долюшка девицы горькою была.

 

Как родимый батюшка сватам дал ответ,

Так померк для Аннушки разом белый свет.

 

Как за нелюбимого замуж выходить?

Как же с нелюбимым всю-то жизнь прожить?

 

 Но перчить батюшке Нюра не могла:

Приданое готовила, пряла и ткала.

 

Плакала  Анюта, опускала взгляд,

Шила подвенечный простенький наряд.

 

Плакала девица, ночи не спала.

И на поясочке  выткала слова:

 

«Где цветочек тот прекрасный

Что долину украшал

Дунул ветеръ ненастный

И цветокъ увы завялъ

Такъ я скоро завяну

Скоро жизнь моя пройдёт. А.П.»

Default Image

Красный командир

 

            В 1913 году в  с. Черемисское приехала из Екатеринбурга работать акушеркой Сергеева М.Г. С нею были двое сыновей: Николай и Игорь.

После окончания в 1917 г.  военного училища Николай служил младшим офицером во 2-м Выборгском полку 4-й роты.

В Октябрьский переворот Сергеев Николай Константинович был на стороне рабочих и крестьян. Вскоре  он приехал в Черемисское, где принимал  активное участие в организации в селе Советской власти и был избран членом вновь созданного волостного совета и членом красногвардейской дружины.

Года не прошло после революционных событий, как началась гражданская война. Сергеев Н.К. был призван в Красную гвардию и назначен командиром 2-го батальона 3-го Екатеринбургского пехотного полка.               1 августа 1918 года разгорелись бои под станцией Монетной. При наступлении красных на Теплый Кордон  он был  тяжело ранен. На телеге раненного Сергеева привезли в село Черемисское.  3 августа он умер. На церковной площади села состоялись  торжественные похороны.

В сентябре этого же года село заняли белогвардейцы. Узнав о могиле красного командира, они согнали население к площади, заставили выкопать тело и перенести его на сельское кладбище.

В 1965г.  решением исполкома  Черемисского сельского совета  на площади в центре села на месте первого захоронения был установлен обелиск с мемориальной доской герою гражданской войны – Сергееву Николаю Константиновичу.

 

Першина Н.В., экскурсовод Черемисского историко – литературного музея.

Деревянное наследство

Деревянное наследство.                             

         Одним из старейших экспонатов Черемисского историко-литературного музея является чаша-ванна или лохань, переданная в музей в  90-х гг.         ХХ века. Принадлежала она жительнице села Черемисского Зиновьевой Елене Дмитриевне. Раньше этой лоханью пользовались её бабушка и прабабушка. Переходила она из рук в руки вместе с хозяйством, так как очень неудобна и тяжела для переноски.

            Этому предмету домашней утвари уже более 300 лет. Чаша  сделана из комля дерева  вручную методом выжига и выдалбливания.  На внутренних стенках до сих пор можно разглядеть следы от инструмента, которым выдалбливали древесину. Внутренний  диаметр чаши около 60 см. Внешний контур лохани  обработан очень грубо.

           Служила эта лохань верой и правдой очень долго, вплоть до того как оказалась в музее. Сначала находилась в бане и использовалась для мытья и стирки белья. Как только появились более современные тазы  и корыта, лохань выставили на улицу.  Долгое время она стояла  во дворе просто как ёмкость для воды, из которой могла  напиться домашняя скотина. Но это никак не повлияло на её внешний вид, только стенки потемнели от воды.

           Вот уже скоро двадцать лет лохань находится в музее и уже никому не приходит в голову, что когда-то она была незаменима и необходима. А  если кому захотелось бы воспользоваться ей сейчас, она  так же верно сослужила бы свою службу.

                                                                        Хранитель Черемисского

историко-литературного музея

                                                       Колташова Л.Н.

Комод для патефона

 

            20 февраля 1906г. в с. Черемисском Постановлением Екатеринбургской земской уездной управы были открыты учебно-производственные мастерские по профессионально-техническому обучению.

            С 1922 года мастерские стали называться профтехшколой. Учащихся обучали практическому ремеслу: столярному делу обучали в течение  3-х лет, кузнечно-слесарному – 4 года.

            Одним из талантливых выпускников этой школы был известный на всю округу столяр Комин Егор Акимович. В своей мастерской  он делал разную мебель на заказ: иконостасы, горки, столы, стулья. Мебель изготавливалась из древесины сосны или ели. Для прочности и красоты её морил настоем из коры лиственницы. Со слов специалистов, такой способ обработки древесины был присущ только уральским столярам.

            В Черемисском историко-литературном музее в экспозиции «Интерьер сельского дома 50-60-х гг.» демонстрируется комод, изготовленный Коминым Е.А.  

Комод  служил подставкой для патефона. В ящиках хранили патефонные пластинки. Верхние маленькие отделения могли использоваться для документов и мелких бытовых предметов. Ажурные врезные металлические замки  на ящичках являлись не только украшением комода, но и делали его недоступным для многих домочадцев. В музей комод передал Масленников А.В., внук Комина Е.А.

 

Першина Н. Черемисский историко-литературный музей

Default Image

Радиола «50 лет Октября»

 

            В начале 1966 года Свердловский обком ВЛКСМ  к 50-ти летнему юбилею Советской власти объявил двухлетний смотр-конкурс  школьных комсомольских организаций. Цель смотра – повышение интереса к знаниям и формирование активной жизненной позиции у старшеклассников.

Комсомольская организация Черемисской школы насчитывала 80 человек. Комсоргами в эти годы работали Ширяева Раиса, а затем Савина Тамара.

Вся деятельность комсомольцев строилась под девизом  «50-летию Советской власти – достойную встречу». Была разработана комплексная программа мероприятий, посвященная этой  дате, включающая комсомольские собрания и диспуты на патриотические темы, встречи с передовиками производства совхоза им. Ворошилова, походы по местам боевой и трудовой славы и многое другое.

В октябре 1967года в школе состоялось заключительное праздничное мероприятие «Этих дней не смолкнет слава!». В музыкально-литературной композиции учащиеся рассказали о пути, который прошла страна  от первого залпа «Авроры» до 50-летнего юбилея Советской власти, о достижениях советского народа.

По итогам смотра бюро обкома ВЛКСМ отметило  две комсомольские организации  Режевского района – школы №44   и Черемисской. Отличившиеся комсомольцы получили Почетные грамоты и путевки в «Артек», а комсомольская организация Черемисской школы главную  награду – юбилейную радиолу «50 лет Октября».

Напольная ламповая радиола «Беларусь»  Р-101-Л  была выпущена Минским радиозаводом в 1966 году к 50-летнему юбилею Великого Октября.

 Этот подарок занимает достойное место в экспозиции Черемисского историко-литературного музея.

 

 

                       

Н.Першина, Черемисский историко-литературный музей

Конские украшения-обереги

 

Этнографическая коллекция Черемисского  историко-литературного музея пополнилась необычными предметами. Копатели называют их «конина». Это украшения  конской упряжи  разнообразной формы и видов – бляхи, пряжки, цепочки.

Изготавливалось все это многообразие в деревенских кузницах из меди, бронзы, луженой меди или латуни. Примерно со второй половины 19 века стали появляться штампованные предметы промышленного производства. Все медные и латунные элементы упряжи начищались хозяевами до блеска.
В конской упряжи эти предметы одновременно выполняли практические функции, украшавшие и оберегающие лошадь от сглаза.

Считалось, чтобы уберечь коня от нечистой силы на конской сбруе непременно должна быть медь. Источник этого поверья неизвестен, но люди действительно верили в это и увешивали свою лошадь украшениями-оберегами. И всегда начищали их до блеска, и навешивали на сбрую, сколько могли себе позволить.

Со временем все эти предметы попали в землю, потерянные или брошенные.
Вещи хоть и простые, но очень интересные для внимания посетителей. Сегодня  такие находки можно увидеть либо в музее, либо в частной коллекции. Эти предметы  подарил Черемисскому музею коллекционер  Болдин Андрей Николаевич,  житель г. Екатеринбурга.   

                        Першина Н.В. Черемисский историко-литературный музей

Default Image

Книга В.М. Бесовой «Мы живем в глубине России». 20 лет

 

В 2017 году исполняется 20 лет с выхода в свет книги Бесовой Валентины Максимовны «Мы живем в глубине России».

Бесова В.М. известный человек в Свердловской области. Почетный гражданин Режа, заслуженный учитель школы РСФСР. С  1959 - 1986 гг.  являлась директором Черемисской школы. Также она была одним из создателей Черемисского историко-литературного музея и его руководителем до 2011 года.

На основе огромного архивного материала музея, воспоминаниям старожилов села автору удалось воссоздать историю своей малой родины.

Это было первое исследование истории села Черемисского, начиная с его основания до конца XX века.  Книга рассказывает о важных вехах в развитии села – революционных событиях, гражданской и Великой Отечественной войнах, колхозном и советском строительстве в 40-80гг годах XX  века. Значительное место отведено справочному материалу.

Книга вышла тиражом 600 экземпляров. Появление книги было  большим событием в культурной жизни Свердловской области.  За издание книги автору было присвоено звание академик Академии искусств и художественных ремесел имени Демидовых.

Книга является настольной книгой краеведов, жителей села. Для будущих поколений  - ценнейший источник познания истории своей малой Родины.

                  Першина Н.В. Черемисский историко-литературный музей.