В основу статьи легли материалы из фондов Черемисского историко-литературного музея и личных воспоминаний Бесовой В.М.
Это было неожиданно – среди книг литературного фонда Черемисского историко-литературного музея найти первую самостоятельно прочитанную в детстве книгу. Помню, она завораживала своими иллюстрациями, а ещё больше стихами, в которых автор сумел подметить необычное в самом обычном. Да и непростая фамилия автора запомнилась. Стоило только глазу зацепиться за яркую обложку детской книжки, как в памяти сразу всплыло имя поэта и название книги: Евгений Фейерабенд, «Будильник». Ещё неожиданней оказался тот факт, что книга хранилась в разделе под названием: «Они повторили жизненный подвиг Н.Островского». Там же нашлись и другие книги Е.Фейерабенда (большинство с автографом автора), газетные статьи о поэте, его фотографии, открытки. Так, спустя сорок с лишним лет, состоялось знакомство с судьбой и творчеством автора, чья книга запомнилась с детства. А когда на сайте «Православие и мир» прочитала статью К.Смирновой к 90-летию Фейерабенда от 19 октября 2016г, захотелось раскрыть ещё одну страницу жизни этого мужественного человека. Но всё по порядку.
Литературный фонд Черемисского историко-литературного музея был создан благодаря деятельности литературного клуба «Лира», организованного в Черемисской школе под руководством Бесовой Валентины Максимовны. Обыкновенный кружок любителей книги, искусства и прекрасного был создан в далёком 1964 году в обыкновенной сельской школе: много читали, делились мнениями по только что прочитанной или изученной на уроке книге. Обсуждали, спорили: каждому хотелось высказать своё мнение о произведении и его героях. Однажды решили написать письмо автору только что вышедшего романа «Тронка» Олесю Гончару. Автор прислал к Новому 1966 году письмо и книгу с автографом. Так всё и началось. Участники школьного литературного клуба переписывались с писателями, поэтами, работниками музеев, завязывая прочные дружеские отношения, приобретая друзей во всех уголках Советского Союза. У каждого поколения «Лиры» были свои направления в работе: одни переписывались с лауреатами Ленинской премии, другие устраивали встречи с уральскими писателями, третьи искали людей, ставших прототипами литературных произведений. Так завязалась переписка с Раисой Островской, женой Николая Островского.
Бесовой В.М. вспоминала: «Раиса Порфирьевна Островская писала: «…Благодарю за поздравления, за память и любовь к Островскому. Хорошо бы начать поиск людей, повторивших его жизненный подвиг. Будете в Москве, дайте знать. Встретимся…» Трудным оказался поиск! Но он принёс столько радости и незабываемых впечатлений от каждого письма или бандероли, полученных от творческих работников с тяжёлой жизненной судьбой. Писатель без обеих рук Владислав Титов, написавший повесть «Всем смертям назло», Владимир Ворошилов и Эдуард Асадов, потерявшие зрение в Великой Отечественной войне, прикованные к постели Леонид Куликов и Людмила Туманова из Кургана, Борис Ковынёв из Москвы, Леонид Рашковский из Белоруссии, Николай Бирюков – автор «Чайки», Геннадий Кошкин из Ульяновска, Ингрида Соколова из Риги, художник Пауль Камм из Эстонии – все они вступили в переписку с ребятами.»
В то время частыми гостями в Черемисской школе были уральские писатели и поэты. Добрым другом «Лиры» стала Елена Евгеньевна Хоринская. От неё ребята и узнали о свердловском поэте Евгении Фейерабенде, который с 9 лет был прикован к постели тяжёлой болезнью. Ребята написали ему письмо, завязалась переписка. В апреле 1967г. Елена Евгеньевна Хоринская привезла в школу подарок от своего друга Е.Фейерабенда – книгу «Морской извозчик» с автографом:
Хоть это село и не близко,
И моря поблизости нет,
Извозчик морской, в Черемиску
Друзьям передай мой привет!
Так «лировцы» начали знакомиться с творчеством поэта: от стихов для детей до серьёзной лирики о войне, о любви, о жизни. Для них он стал примером трудолюбия, преодоления жизненных невзгод и ударов судьбы: тяжёлая болезнь, военное холодное и голодное детство, ранняя смерть отца и неподвижность.
В своей автобиографии Евгений Витальевич писал: «…мне иногда казалось, что литературная работа – дело безнадежное для человека, лишенного возможности широко наблюдать действительность. Но заочная учеба в десятилетке и в Уральском университете, рассказы друзей, газеты и книги, радиоприемник и телевизор раздвигали стены квартиры...» Письма из Черемиски стали ещё одним способом «раздвинуть стены квартиры».
Елена Евгеньевна Хоринская, которая познакомилась с Женей Фейерабендом ещё до Великой Отечественной войны, готовя к выпуску первую книгу «Урал – земля золотая», так писала о поэте: «Те, кто не знает Евгения Витальевича лично, могут, пожалуй, представить его как мрачного, озлобленного болезнью «беднягу». Какой вздор! Он широкоплеч, у него красивое открытое лицо, умный, приветливый взгляд, добрая улыбка – то весёлая, то задумчивая, то чуть озорная. А руки! ... Они не только пишут: они умеют и рисовать, и строгать, и делать самые разнообразные и оригинальные вещи…Работа! В ней – жизнь поэта».
А 25 марта 1970г. ребята вместе с В.М.Бесовой и Е.Е.Хоринской впервые приехали в гости к своему другу. Они привезли ему подарки, выпуск стенгазеты «Лира». А ещё множество фотографий, рассказывающих о селе, о школе, о музее и, конечно, о клубе «Лира». Поэт живо интересовался делами школьников и подарил несколько новых книг.
Следующая встреча состоялась в декабре 1974 года, перед Новогодними праздниками. Сразу после неё школьники собирались на туристско-краеведческий слёт в г. Нижний Тагил. Поэтому на подаренной Валентине Максимовне книге появилось такое посвящение:
Есть славные люди
И местности в мире.
Всегда с теплотой
Вспоминаю о «Лире»!
Талант черемисский –
Дарить вдохновенье.
И Вам, и ребятам –
Мои поздравленья.
От самого сердца, друзья,
С Новым годом!
Удачи – идущим туристским походом!
В 1976г., когда Евгений Фейерабенд отмечал своё пятидесятилетие, «лировцы» вновь навестили поэта. В этот год была выпущена книга стихов «Избранное». Как всегда, ребята были тепло встречены поэтом и его матерью Матрёной Ивановной, обменялись подарками, долго разговаривали, делились планами.
Нужно отметить, что Евгений Витальевич дружил со многими школьниками. Долго помнили о встречах с ним члены клуба «ЛУННИК», организованном в 60-е гг. в школе № 88 г. Свердловска. Незабываемое впечатление от общения с поэтом осталось в памяти у руководителя и членов литературного клуба «Уральская рябинушка», работавшего в 70-е гг. в Нижнетагильском педагогическом училище. И это далеко не всё.
«Мало, где довелось побывать мне самому, но письма я получаю из многих и порою очень далёких мест. Там побывали мои стихи. И, стало быть, да продолжится работа! В ней для меня всё!» - говорил Е.Фейерабенд.
Но болезнь брала своё. Всё реже приходили в «Лиру» весточки от него. В.Астафьев, бывавший в доме у Фейерабендов, в своих «Затесях» так пишет о последних годах жизни поэта: «Несмотря на все усилия Матрены Ивановны и Жени, дела у них шли все труднее, все хуже. Немного как бы отечное лицо делалось у Жени бледно-желтым, взор блеклый, оживлявшийся от радости встречи, вдруг западал в полутень, становился неподвижным. С большим уж трудом взбадривал себя Женя, но духом все еще был крепок».
О своих друзьях из Черемиски Евгений Витальевич помнил до конца. Вскоре, после смерти Е.Фейерабенда, Евгения Долинова привезла в Черемисскую школу папку с надписью: «Стихи для детей (архив). Черемиска», а в папке стихи, отпечатанные на машинке с внесёнными автором от руки поправками. Музейная редкость… Как и книги поэта, хотя их вышло в свет более тридцати.
К.Смирнова с сожалением пишет об этом в своей статье: «Последнюю свою книгу «Пронзая сердце радостью и болью» поэт уже не увидел — он умер 14 марта 1981 года. С тех пор его стихи не издавали. Прекрасно иллюстрированные книги для детей — «Ласточкина хатка», «Зимородок», «Жук-усач», «Морской извозчик», «Белый медвежонок», «Самоцвет», «Грибной дождь», «Доброе окно», «Птичья стая» — стали библиографическими редкостями. Посетители выставки в Музее кукол и детской книги все время спрашивают: где купить эти книжки, а вы не продаете? Конечно, нет, — разочаровывают сотрудники…» А жаль, ведь автор так надеялся:
Слетит по руслу сила вешних вод,
А сделанное вовремя –
Останется.
Работа никогда не пропадёт!
Стихотворение Евгения Фейерабенда «Муравей» Виктор Астафьев назвал одним из лучших в русской поэзии ХХ века и в 1988 внес его в Антологию одного стихотворения «Час России». «На мой взгляд, - писал Виктор Петрович, - это стихотворение нужно всем русским людям...» Он считал, что память о таких «тихих», не имевших громкой славы поэтах, как Евгений Фейерабенд, - показатель состояния народной души. Если их помнят, читают, переиздают и поминают добром, значит, еще не все у нас потеряно..."
Колташова Л Н.,
хранитель музейных предметов Черемиского историко-литературного музея.